МЕТОДИКА  
О психологииМетодикаРазвитиеРелаксация

АНАЛИТИКА

МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Цель психологического сопровожде-ния -  установление влияния облег-ченного режима на умственную работоспособность здоровых и хронически болеющих детей.

В начале учебного года на учет взяты данные у медсестры о состоянии здоровья учащихся школы. Сос-тавлен список учащихся по классам с хроническими заболеваниями.

В конце учебного года эксперимен-тально будет проводиться анализ по классам учащихся, которые не посещали занятия по болезни. Из них выделяется группа учащихся, кото-рые стоят на учете у школьной медсестры. Затем делается вывод об улучшении или ухудшении посещаемости учебных занятий разными группами учащихся. В конце учебного года подводится итог эффективности здоровьесберегающей технологии в масштабе всей школы.

Экспериментальная работа по пси-хологическому сопровождению мо-дульной технологии проводится в не-сколько этапов.

 

I этап

Анкетирование

«Моё отношение к модульной системе»

Анкетирование проводится с 8-11 классами. Вопросы анкеты позволяют выяснить:

1. Влияние модульной системы обу-чения на настроение, самочувствие, работоспособность учащихся школы.

2. Узнать как учащиеся планируют своё учебное время.

3.  Анкетирование позволяет выяснить сильные и слабые стороны в пре-подавании учебных предметов.

4. Как учащиеся организуют своё сво-бодное время.

5. По результатам анкет администра-ция школы, психолог узнают мнение каждого ученика о модульной систе-ме обучения, стараются учитывать все пожелания учащихся.

6. Планируется расписание с учетом учебной нагрузки.

 

II этап

Диагностика индивидуально-типологических особенностей.

Изучение темпа и работоспособности проводится при помощи теппинг-теста Ильина в конце каждой учебной трети.

Каждому учащемуся предлагается следующая инструкция по выполне-нию теста по определению работо-способности. В ходе проведения тестирования получены следующие результаты, условно разделённые на пять типов, характеризующих различ-ные варианты работоспособности.

 

- сильный тип

темп (количество точек) нарастает от 1 квадрата ко 2 и/или 3, а затем посте-пенно снижается.

 

- средний тип

максимальный темп сохраняется не-которое время без изменений, не увеличиваясь и не уменьшаясь, а затем постепенно снижается

 

- средне-слабый тип

темп снижается уже после 10 секунд и остается сниженным в течение всей работы. Однако разница между са-мым лучшим и худшим результатами не превышает 8 точек. При этом воз-можно периодическое возрастание и убывание темпа (волнообразная кри-вая).

 

- слабый тип

максимальный темп снижается прак-тически сразу с момента деятель-ности и остается сниженным до конца работы. Разница между лучшим и худшим результатом составляет боль-ше 8 точек

 

Стойкие последствия в состоянии здоровья детей, обусловленные хроническими заболеваниями, а также общая картина здоровья детей – не утешительна. Опасность новых обострений хронических заболеваний на фоне умственного напряжения, требует новых форм организации обучения.

Психологической службой школы отслеживается эффективность внедрения модульной системы обучения (как одной из форм здоровье сберегающих технологий). Цель исследования – установить влияние облегченного режима на умственную работоспособность здоровых и хронически болеющих детей. При этом в зависимости от имеющихся заболеваний школьники разделены на группы.

В конце каждой учебной трети – определяем умственную работоспособность детей, используя метод Кремлина-Паули-Сикарского, который заключается в решения про себя ряда арифметических задач, каждая из которых составлена из 3 однородных чисел, с двумя арифметическими действиями – сложением и умножением до 100. Время на решение задач – 9 минут. Эта методика позволяет оценить в числах умственную работоспособность на основании количества допущенных ошибок.

В конце каждой учебной трети вычисляем также отсутствие учащихся по болезни.

Большинство учащихся все задания выполнили с оценкой «хорошая умственная работоспособность». Следовательно, у большей части детей (группы II – дети с хроническими заболеваниями), при облегченном режиме обучения наблюдаются нужные величины ошибок.

Исследование продолжается и его результаты будут интересны как учителям, так и психологам города. Наблюдения показывают, что к причинам, обуславливающим более высокую умственную работоспособность детей относится и положительный эмоциональный тонус, выраженный бодростью и жизнерадостностью.

Воздействие физических факторов – чистого воздуха, закаливания, физкультуры, а также использование релаксации, доказывает их стимулирующую роль в отношении умственной работоспособности.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СРЕДСТВ В ЦЕЛЯХ РЕАБИЛИТАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Любой процесс деятельности, в том числе и учебной, имеет тенденцию принимать ритмическую форму. Она особенно очевидна там, где имеется звуковое сопровождение. Музыка выступает как средство релаксации, средство борьбы с переутомлением. Использование музыки как средства повышения производительности труда основано на ее положительном эмоциональном воздействии. Проведенные мною исследования показали, что сильное функциональное воздействие на организм производит только хорошо известные классические и народные мелодии. Кроме того, при подборе музыкальных произведений необходимо учитывать психологическое свойство нервной системы лиц, подвергающихся воздействию музыки. Достаточно провести 8-10 сеансов прослушивания музыки, чтобы получить реальное улучшение психического состояния.

Для моделирования настроения посетителей кабинета психолога можно порекомендовать следующие музыкальные произведения:

ПРИ ПЕРЕУТОМЛЕНИИ И НЕРВНОМ ИСТОЩЕНИИ:

«Утро» Григ, «Полонез» Огинский

ПРИ УГНЕТЕННОМ МЕЛАНХОЛИЧЕСКОМ НАСТРОЕНИИ:

«К радости» Бетховен, «Аве Мария» Шуберт

ПРИ ВЫРАЖЕННОЙ РАЗДРАЖИМОСТИ, ГНЕВНОСТИ:

«Хор пилигримов» Вагнер, «Сентиментальный вальс» Чайковский

ПРИ СНИЖЕНИИ СОСРЕДОТОЧЕННОСТИ, ВНИМАНИЯ:

«Времена года» Чайковский, «Лунный свет» Дебюсси, «Грезы» Шуман

Расслабляющее воздействие:

«Баркаролла» Чайковский, «Пастораль» Бизе, «Лебедь» Сен-Санс

ТОНИЗИРУЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ:

«Чардаш» Монти, «Кумпарсита»  Родригес, «Аделита» Пурселл, а     

также ряд произведений Леграна, Лея,  Леннона.

 

                                                                                                                            СКАЧАТЬ -

 

ШКОЛА ЭЙДЕТИКИ

 

В начале своей деятельности (март 1995 года) Школа Эйдетики (использовала всего 4 метода развития памяти (для учащихся 5-6 классов) – оживления, регрессии, последовательных ассоциаций, динамического соответствия. С тех пор накоплен большой опыт, позволяющий говорить что Школа Эйдетики владеет не только методами, известными на протяжении столетий, но и новыми. Сотрудничество с Московским Центром «Эйдос» Матюшина И.Ю., позволяет нам иметь программы, дополнительный практический материал, совершенствующий зрительную, слуховую, тактильную память, позволяющий запоминать иностранные слова, забывать ненужную информацию. В настоящее время в Школе Эйдетики насчитывается 26 методов и большое число упражнений, которые позволяют корректировать и развивать творческие способности учащихся:

МНЕМОТЕХНИКА:

- Логические закономерности

- Последовательные ассоциации

- Связанные ассоциации

- Фонетические ассоциации

- Автобиографические ассоциации

- Цифро-буквенный ход

- ОЧОГ

- Рациональное повторение

ЭЙДОТЕХНИКА:

- Оживление

- Вхождение

- Трансформация

- Образное мышление

СКАЗКОТЕРАПИЯ

 

СКАЗКОТЕРАПИЯ

(эмоционально развивающие игры, задания,

помогающие ребенку избавиться от страхов)

  Страх – одна из первых эмоций, которую испытывает новорожденный младенец. И поначалу родители относятся к детским страхам с пониманием и сочувствие, но довольно скоро отношение начинает меняться. Если про многие детские проблемы можно сказать, что скорее всего ребенок их со временем перерастет, то со страхом дело обстоит иначе. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним.

 Сказкотерапия помогает детям преодолеть боязнь темноты, чудовище смерти, превратив воспитание смелости в забавную веселую игру.

 СМЕЛЫЙ РАЗВЕДЧИК

(пример игры для детей 5-8 лет)

  Можно играть в компании, а можно вдвоем со взрослым. Лучше вплести эпизод про смелого разведчика в развернутую игру в войну, чтобы все получилось естественней и интересней. В какой-то момент ребенок (называемый своим настоящим именем) получает задание сходить ночью на разведку. В затемненном помещении раскладывается оружие, принадлежащее врагу. Ребенок должен все сосчитать и доложить командиру. Командир награждает его медалью за отвагу.

 

ВЫВОД:

По итогам экспериментального исследования 85% учащихся  школы положительно относятся к введению модульной системы. Отмечают, что учиться стало легче, освободилось больше времени для углубленных занятий по профильным предметам, при подготовке к экзаменам, поступлению в ВУЗы. Больше времени для отдыха и посещения кружков и секций. В целях дальнейшей работы по самоопределению учащихся и внедрению здоровьесберегающей технологии в систему обучения с учащимися школы проводится большая работа по профориентации (тестирование, собеседование по итогам тестирования, «Фестиваль профессий» совместно с центром занятости населения). Данная работа по исследованию влияния модульной технологии обучения на здоровье детей продолжается.

     

 

 

 

 

© Web- дизайн Виктора Малыхина pilot335@yandex.ru

 Детский психолог - 2200 авторефератов диссертаций по психологии   

Hosted by uCoz